Эссе "Я - учитель".
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...
Л.Н.Толстой
Я стою у окна, задумалась…
Люди идут на работу и с работы оживлённо, вприпрыжку или неспешно. Кто-то «летит» в детский садик за своим маленьким человечком. Кто-то уже с малышом важно вышагивает, смотрит по сторонам, всё разглядывая, и слушает, как ребенок тараторит, торопится рассказать мамочке, как прошел его день, какое новое открытие он сегодня совершил…
…Почему решила стать учителем?
…Почему?.. Ответа нет, но знаю,
Что профессию не выбирала я.
«Будь учителем!» - душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми – судьба моя!...
(С.В.Черемисина)
И вот я переступила порог школы. Снова всё повторяется. Первая линейка, первый урок. Ощущаешь себя всё тем же первоклассником, которого окунули в большой взрослый мир. Правда, многое уже по-другому: это ты – учитель, это к тебе обращаются на «Вы», это ты сам принимаешь важные решения и отвечаешь не только за себя, но и за своих воспитанников.
Я думаю, каждому из нас в жизни нужна поддержка человека, который мог бы поучаствовать, помочь найти правильный ответ и, наконец, не дать сбиться с верного жизненного пути. Таким человеком в школе для меня стала мой куратор Соловьёва Елена Владимировна. Она болела за меня всей душой, придавала мне уверенности в своих силах. Она научила меня при любых условиях, в любой ситуации быть готовой к предмету. Этот урок я пронесла через всю свою педагогическую деятельность: я не имею права быть не готова к уроку.
Сегодня, глядя на четырехлетнего сынишку, одиннадцатилетнюю дочь и неугомонных, любопытных и совершенно непредсказуемых четвероклассников, я понимаю, что дети растут другими: они свободно владеют планшетами, телефонами, смартфонами, они лучше ориентируются в информационном пространстве, они больше знают, умеют. И вот в это нелегкое время открытых информационных ресурсов нужно уметь удивить маленького человечка, отфильтровать нужное от ненужного, ценное от бесполезного, уметь не только дать знания, но и воспитать человека.
Дети – самый главный и самый важный наш проект. Они наша жизнь, любовь и будущее. И их нужно подготовить к будущему – сформировать правильную систему ценностей, понятие о чести и достоинстве, о сострадании… Я понимаю: я должна меняться, идти в ногу со временем, но, прежде всего, оставаться человеком, живым, увлеченным, с твердым характером. Только увлеченный человек может повести за собой других. Об этом еще говорили великие педагоги прошлых веков: А. Дистерверг, А. Макаренко.
И вот я вхожу в класс, и на меня устремляются 30 пар глаз. Они ждут от меня новых открытий, новых интересных задач, новых увлекательных историй, они готовы отправиться в путь. И здесь главное - не подвести, в каждом увидеть что-то особенное, индивидуальное. Дети чисты и многолики, подобны росинке Л.Н.Толстого:
«Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце…
…Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля…»
Как важно, чтобы дети «не скатились», не «проскользнули» мимо тебя. Ведь каждый ученик - это прежде всего человечек со своим мировоззрением и характером. И к каждому требуется свой подход и уважение. Не бывает плохих детей, каждый ребенок талантлив. Нужно уметь разглядеть этот талант, помочь сформировать в каждом уверенность в себе и самостоятельность.
Дети отвечают чувствами на чувства. И уважая каждого отдельно и всех в целом, получаешь ответное уважение и любовь, и от этого становится легко на душе, понимаешь, что ты нужен в этом мире, что ты можешь чему-то научить, а прежде всего - заинтересовать, увлечь.
Поэтому на уроках я моделирую ситуации взаимопомощи, когда ребёнок знает, что если он ошибется, ему помогут, если он не уверен в ответе, его поддержат. Создаю учебные проблемные ситуации, вследствие которых ребенок старается сам найти решение, таким образом лучше усвоив материал; создаю ситуации заинтересованности результатами коллективной деятельности, где преследуется развитие личностных и коммуникативных УУД (универсальные учебные действия). Наполняю уроки заданиями на смекалку, жизненными задачками, «тонкими и толстыми» вопросами и т.п. Такими способами я превращаю весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий.
Главное на уроке, на мой взгляд, это не монотонность, а разнообразие подходов к изучению того или иного материала. Нельзя один и тот же принцип использовать из урока в урок, нужно постоянно быть в движении, менять подходы, методы, приёмы, нужно не давать заскучать детям. «Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей», - говорил выдающийся учитель математики Д.Пойа. И это действительно так. У хорошего учителя найдется тысяча и один способ увлечь ребенка, заинтересовать.
Сегодняшнему учителю нужно найти общий язык не только с ребятами, но и с их родителями. Я всегда считала и сейчас уверенна в том, что успешность ученика начальной школы зависит на 50% от родителей. Процесс обучения и воспитания в начальной школе можно сравнить с обучением езде на двухколёсном велосипеде, где ребенок держит руль, с одной стороны ему помогает родитель, а с другой - учитель. И если каждый их них будет тянуть руль на себя, не принимая во внимания доводы другого, ребёнок никогда не научится самостоятельно кататься на велосипеде, то есть не научится сам принимать решения. Поэтому с родителями мы идём рука об руку, потому что у нас одна цель в обучении. Только так, сообща, можно вырастить настоящего Человека.
«У каждого человека свои звезды», - говорит А.Экзюпери устами Маленького принца. Моя цель – найти и зажечь эту звёздочку в каждом человечке, чтобы каждая звездочка смогла засиять.
Самая высокая оценка моей деятельности - это оценка моих ребят. Когда тебя дети и даже родители просят: «Пойдёмте с нами в пятый класс», - значит ты достиг результата, ты оставил положительный след в их жизни, оставил «капельку своей души!»