С чего начинается путь на вершину?
С семьи, где ребенок катает машину,
Где чинит отец телевизор для деда,
Где мама на стол собирает к обеду,
Где бабушка вяжет носочки из шерсти,
Где ценят друг друга и держатся вместе.
(Анна Соловьева).
Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, а с другой стороны, происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени уделять общению с ребёнком. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми. Семья и школа – два важных института социализации ребёнка. За воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а школа призвана этому содействовать. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в заинтересованности раскрытия и развития в ребенке лучших качеств. В связи с этим, в настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения значительное внимание во внеурочной деятельности уделяется работе с семьёй, так как только совместными усилиями учителя и родителей можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании детей.
Поэтому одним из самых главных направлений моей воспитательной работы является работа с родителями, в основе которой лежат следующие принципы общения семьи и учителя: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, терпение и терпимость. Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны. Это не только родительские собрания и посещение уроков, но и участие в подготовке и проведении праздников, викторин для детей и родителей, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок.
Привлекаются родители и к проведению классных и информационных часов, которые связаны с их профессиями, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Традиционно мамы и папы принимают непосредственное участие в мероприятиях и их подготовке: оформителями - дизайнерами, костюмерами, сценаристами, актёрами, членами жюри, руководителями творческих детских мастерских, организаторами-координаторами.
Несомненно, каждый классный руководитель активно взаимодействует с семьями своих подопечных, у каждого есть свои особые формы работы в этом направлении. Я бы хотела остановиться на особенности моего класса. Большая часть родителей очень заинтересованные и неравнодушные люди. Родительский комитет - это давно сплоченная группа родителей, которым небезразлична жизнь не только своего ребёнка, но и всех ребят в целом. Я могу долго рассказывать об их неоценимой помощи в моей работе с классом. Но особую благодарность мне хотелось бы выразить председателю родительского комитета - Переплётчиковой Асе Валерьевне. Именно благодаря ей в нашем классе сложилась традиция проведения творческих мастерских. Раз в четверть в преддверии праздника мы собираемся для создания подарков учителям, родителям своими руками. Всю подготовительную работу (закупка или сбор материала, подручных средств) она проводит с другими родителями в тайне от нас. Зачастую дети и я не знаем, что будем мастерить в очередной раз. На изготовление поделок уходит минимум часа 3, поэтому мы собираемся в выходной день. (Очередной мастер-класс, в это раз по изготовлению новогодней игрушки, у нас пройдёт завтра) Конечно приходят не все, но есть и такие ребята, которые не пропускают ни одного занятия. Это так приятно, сделать что-то своими руками, а потом подарить дорогому человеку. Подобное творчество повышает самооценку ребёнка: он может, у него получается, он умеет творить и создавать неповторимое. За два года дети научились делать из старых СD эксклюзивные подставки, шить мягкие брелоки, работали в технике декупаж и многое другое. Каждый раз вместе детьми приходят и их родители, чаще мамы. Они направляют, помогают, мастерят сами.
Значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса очень высока. Участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родители делятся с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения каких-то проблем. Совместная деятельность родителей и учащихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания, а также направлена на формирование эмоциональной сферы ребёнка и содействует гармонизации семейных отношений.
Считаю, что такая работа с родителями даёт хорошие результаты. В.А. Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учителя, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».
Спасибо за внимание!
Проект "Наблюдение в супермаркете"
Технология проектного обучения
Глава 3. Meine Freizeit. Задание 12a